Главная

Предыстория

История легендарной автомобильной марки Land Rover началась в Великобритании, в далеком 1947 году. «Прародителем» бренда стала английская автомобильная компания Rover, которая в свою очередь была образована Джеймсом Старли (James Starley) и Джози Тернером (Josie Turner) в 1861 г.

Основатели компании начинали свою производственную деятельность в городе Ковентри (Coventry) с выпуска швейных машинок. В 1869 году они переключились на производство велосипедов, с 1889 года попытались наладить выпуск мотоциклов. В 1896 году Старли переименовывает компанию. С этого года она стала называться «Rover» (в переводе используются несколько слов: «Бродяга», «Странник», «Пират», «Разбойник»; эмблема компании выполнена в виде стилизованного драккара викингов). Наконец в 1904 году компания выпустила свой первый серийный автомобиль Rover 8. Первенец получился не совсем удачным, но зато недорогим, относительно других автомобилей того времени – машина стоила 120 фунтов-стерлингов, что в нынешних ценах соответствует приблизительно 11 920 долларам США (для сравнения: цена билета I класса на небезызвестный лайнер «Титаник» в 1912 году составила 870 фунтов, а для путешествия III классом требовалось от 3 до 8 фунтов. Средняя месячная зарплата неквалифицированных рабочих в Британии составляла 3 фунта 15 шиллингов. Поэтому владеть личными автомобилями в то время могли только богатые люди).

До Первой Мировой войны компания достаточно динамично развивалась, а с началом боевых действий переключилась на производство военных грузовиков и мотоциклов для британской армии. В период между двумя мировыми войнами Rover становится одним из лидеров национальной автомобильной промышленности. Три особенно удачные модели Rover 14, Rover 16 HP Light Six и Rover 14 Speed стали настоящими хитами продаж. Продукция компании была ориентирована главным образом на состоятельных потребителей.

В 1939 году в Европе вспыхнула Вторая Мировая и фирма Rover вновь переориентировалась на военное производство. Кроме традиционной продукции, компания поставляла британской армии автомобильные и авиационные двигатели (в т.ч. для учебных реактивных самолетов Gloster), а также алюминиевые авиационные крылья.

Но вот закончилась война. Практически сразу в Британии резко вырос уровень безработицы. В этом не было ничего удивительного, поскольку, с одной стороны значительное количество мужского населения демобилизовалось на «гражданку» сразу после завершения боевых действий, с другой – объемы промышленного производства, ориентированные в последние шесть лет главным образом на выпуск продукции военного назначения, с 1946 года значительно сократились. Многие британские предприятия оставшись без военных заказов были вынуждены резко снизить, а в некоторых случаях и вовсе свернуть производство. Особенно сильно это сказалось на отрасли машиностроения. Для того, чтобы перепрофилировать производство на выпуск гражданской продукции было необходимо время и дополнительные инвестиции. Предприятия отрасли были вынуждены резко снижать свои издержки, в том числе путем сокращения персонала и минимизации уровня заработной платы.

Эти факторы незамедлительно отразились на уровне занятости населения и его покупательной способности. Именно эти условия диктовали спрос на максимально дешевые, неприхотливые и простые в обслуживании автомобили. Большинство британцев были не готовы платить за мощность и комфортабельность автомобилей. Правда и самих покупателей на территории Соединенного Королевства было очень немного.

Правительство Великобритании еще до окончания Второй Мировой войны понимало потенциальные угрозы для национальной промышленности при переходе на выпуск гражданской продукции. Поскольку уровень национального спроса был очень невысоким, основная ставка в поддержании своей экономики делалась на приток средств из-за рубежа в оплату за экспортируемые товары. Первые послевоенные годы девизом экономики Британии стала фраза: «Экспортировать или умереть!» (Export or die). Еще одной проблемой стала нехватка ресурсов. В стране были введены очень жесткие нормы поставки стального проката промышленным предприятиям. Британские заводы стали получать листовую сталь в строгой пропорции к объему промышленного производства.

В это время компания Rover переживала не самые лучшие времена. В 1945 году основное производство перевели из Ковентри в городок Солихалл (Solihull). Там находился ранее принадлежащий государству завод Meteor Works, который в годы войны выпускал танковые и авиационные двигатели. Компании досталась огромная производственная площадка, но загрузить ее после окончания войны казалось невозможным. Значительная часть производственных цехов простаивала. В таких условиях рентабельность производства Rover была катастрофически низкой, а уровень издержке на содержание промышленной базы – чрезвычайно высоким. Требовалось быстро загрузить основные производственные мощности выпуском экспортной продукции.

Компания в срочном порядке запустила в производство несколько довоенных моделей. Специально для поставок за рубеж конструкторское бюро Rover впервые в своей истории разработало леворульный автомобиль Rover M1. Это был двухместный седан с двигателем объемом всего 0,7 л. Эдакий британский аналог немецкой идеи «народного автомобиля». Доля экспорта Rover в 1945 году составила 50%, а в следующем году возросла до 70% от общего объема готовой продукции. Однако сами объемы выпуска были явно недостаточным для загрузки новой производственной базы (только 15% от полной мощности).

Морис Уилкс
Морис Уилкс
В это время у руля компании стояли братья Уилкс. Старший брат Спенсер Уилкс (Spencer Wilks) являлся исполнительным директором Rover, а младший Морис (Maurice Wilks) был шеф-дизайнером фирмы. Морис Спенсер имел небольшую ферму неподалеку от побережья Северного Уэльса. Там находился его Willys Jeep, который Морис купил по дешевке на распродаже армейского имущества. Машина использовалась не только как средство передвижения, но и для хозяйственных нужд на ферме. По воспоминаниям братьев, однажды Спенсер спросил Мориса, что тот будут делать, когда его Willys придет в негодность. «Куплю такой же – ничего другого-то нет» - ответил младший брат. Согласно легенде именно этот разговор послужил толчком для разработки легендарного британского внедорожника. Поразмыслив, братья решили попробовать сконструировать простой и универсальный автомобиль повышенной проходимости – «помощник фермера».

Спенсер Уилкс
Спенсер Уилкс
Спенсер Уилкс рассчитывал, что таким образом ему удастся дополнительно загрузить простаивающие производственные мощности на заводе в Солихалле, до той поры пока Rover не запустит несколько новых моделей и не выйдет на запланированные объемы основного производства. Новый автомобиль должен был быть не только универсальным но и максимально дешевым в производстве – после войны владельцы фермерских хозяйств по обе стороны Ла-Манша имели весьма ограниченные средства. В любом случае в 1947 году этот проект руководством Rover рассматривался исключительно как временный. Даже братья Уилкс не подозревали, что новая машина станет в конечном итоге родоначальником целого класса автомобилей.

 

Как вступить в клуб

  • Ознакомится с Правилами Клуба и клубного форума;
  • Пройти процедуру регистрации на сайте Клуба;
  • Принять участие в одной из клубных поездок

Приняв участие в клубной поездке, вы станете полноправным членом Клуба.

Вступить в клуб



BCMath lib not installed. RSA encryption unavailable