Прототип Centre Steer

Первый прототип внедорожника Land Rover
Первый прототип внедорожника Land Rover
В качестве основы для разработки собственного прототипа братья Уилкс взяли Willys Jeep. Это решение было простым и логичным – не нужно было «изобретать велосипед» и разрабатывать «с нуля» схему неприхотливого и утилитарного внедорожника, несмотря на то, что Willys все-таки был, прежде всего, военным автомобилем. Однако нельзя сказать, что новая разработка являлась простым плагиатом или копией знаменитого американского джипа. Главных отличий от американской схемы у создаваемого прототипа было два – новая технология создания несущей конструкции (рамы) и алюминиевый кузов.

Соображения максимальной экономии и упрощения технологии производства были главными при проектировании прототипа. Они сыграли свою роль при разработке конструкции рамы и кузова новой машины. В то время общепринятой практикой было изготовление деталей рамы посредством штамповки из листовой стали, но это требовало дорогостоящих прессов и штампов.

Инженеры Rover предложили варить элементы шасси прямоугольного сечения из стальных полос. Лонжероны и поперечные балки, полученные таким способом, сваривались в раму лестничного типа. В результате не только экономились средства и время, но и конструкция, изготовленная таким образом, была более прочной и жесткой по сравнению с традиционными шасси. Длинна колесной базы прототипа составила 80 дюймов (2032 мм). На многие годы подобные рамы стали отличительной чертой внедорожников Land Rover.

Из-за дефицита стали для изготовления кузова был выбран алюминиевый сплав. Стальной прокат отпускался министерством тяжелой промышленности и машиностроения Великобритании по жестким квотам. А с алюминием проблем не было: основным потребителем этого металла была авиационная промышленность, которая после войны заметно сократила производство. Ко всему прочему алюминий относительно прост в обработке, а его стойкость к коррозии и малый удельный вес лучше всего подходят для автомобиля, который эксплуатируется в тяжёлых условиях. Для кузова прототипа был выбран авиационный алюминиевый сплав Birmabright, невостребованные запасы которого были просто огромны.

Редкий снимок - прототип с собранным брезентовым верхом
Редкий снимок - прототип с собранным брезентовым верхом
Стремясь к максимальному упрощению, кузов изготовили из трёх частей, собранных на болтах, каждую часть при этом можно было легко демонтировать. Сам кузов прототипа был открытый, от непогоды водителя защищал лишь легкий брезентовый верх, который в случае необходимости быстро крепился к кузову. Второй ряд сидений не устанавливался, за спиной водителя машины находился грузовой отсек, в котором на полках, прикрывающих задние колесные арки, при желании могли разместиться четыре пассажира.

На этом снимке хорошо видны отличия прототипа от серийных Land Rover - центральное расположение руля и водительского кресла, отсутствие боковых дверей
На этом снимке хорошо видны отличия прототипа от серийных Land Rover - центральное расположение руля и водительского кресла, отсутствие боковых дверей
Как таковых, боковых дверей на прототипе не было, а вместо них были установлены небольшие перегородки между моторным щитом и грузовым отсеком, которые водитель просто перешагивал, чтобы попасть в автмобиль. Такое решение делало прототип внешне весьма похожим на американский Willys.

Явным визуальным отличием кузова являлись формы капота и закругленных передних крыльев британской машины. Ветровое стекло было сплошным, но при этом его можно было сложить и закрепить на капоте. Фары установили с обоих сторон радиатора и прикрыли от возможных повреждений тонкой радиаторной решеткой. Передние поворотники разместили по центру в лицевой части боковых крыльев машины.

На прототип установили довоенный роверовский 4-цилиндровый движок объемом 1389 кубиков и мощностью, которая едва достигала 40 л.с. Автомобиль имел полный привод и был оснащен обгонной муфтой в приводе переднего моста. При движении по прямой обе оси были ведущими, при торможении или повороте муфта размыкалась и передние колёса вращались свободно. Муфту можно было заблокировать принудительно, потянув за кольцо (потом его заменит рычаг с жёлтым набалдашником – знаменитый «yellow knob»). Такая трансмиссия не нуждалась в межосевом дифференциале, но была менее долговечной.

Из идеи экономии на прототипе первоначально установили всего одно сиденье водителя, которое располагалось строго по центру за моторным щитом. Однако такое решение диктовалось отнюдь не желанием сократить расходы на отказе от установки пассажирского кресла. Дело в том, что сразу после войны приобретение легковых автомобилей в Великобритании облагалось весьма чувствительным налогом, который значительно удорожал их стоимость. При этом на сельскохозяйственные машины и автомобили коммерческого назначения налог полностью отсутствовал.

Прототип буксирует прицеп с молочными бидонами
Прототип буксирует прицеп с молочными бидонами
Таким образом, создатели прототипа рассматривали вариант регистрации своего внедорожника как трактора, что позволяло полностью уйти от налогообложения машины. И если такое решение в соответствии с российской «традицией» можно назвать «оптимизацией налогов», то оснащение прототипа фаркопом и валом отбора мощности, который можно было использовать для привода сенокосилки и других сельхозорудий, а также пилорамы и даже небольшой электростанции, действительно превращало автомобиль в настоящего помощника фермера и во многом могло заменить трактор для мелких хозяйств. Кстати, вполне вероятно, из-за «тракторного» расположения места водителя прототип и получил условное название Centre Steer.

Прототип в ходе заводских испытаний осенью 1947 года. Автомобиль передвигается по пашне
Прототип в ходе заводских испытаний осенью 1947 года. Автомобиль передвигается по пашне
Разработка прототипа началась в апреле 1947 года, а к сентябрю машина была готова и приступила к заводским испытаниям, по результатам которых, в конструкцию был внесен ряд существенных изменений. О них мы более подробно расскажем в следующем разделе сайта, посвященном LR Series I.

По официальной версии, первый прототип не сохранился до наших дней. Есть свидетельства, что в начале 50-х, его еще видели на территории завода, однако, вероятней всего, после завершения цикла испытаний автомобиль был просто утилизирован в 1948 или в 1949 году.

Прототип в помещении конструкторского бюро в Солихалле. Предположительно снимок сделан в 1948 году, после завершения цикла заводских испытаний
Прототип в помещении конструкторского бюро в Солихалле. Предположительно снимок сделан в 1948 году, после завершения цикла заводских испытаний
Злые языки утверждают, что Centre Steer сознательно уничтожили по указанию Уилксов, якобы из-за того, что он содержал намного больше конструктивных решений, которые были скопированы с Willys, чем утверждается в официальной истории фирмы. Например, говорится о том, что ленточная рама появилась только на следующих предсерийных машинах, выпущенных в самом начале 1948 года, а кузов Centre Steer установили на штатную раму, снятую с Willys. Как бы то ни было, первые серийные машины Land Rover Series I, которые начали сходить с конвейера завода в Солихалле, уже не являлись копиями знаменитого американского внедорожника, хотя и были собраны по общей с ним схеме.

В ряде источников указано, что в сентябре 1947 года испытания проходила опытная партия из 25 автомобилей, а иногда утверждается, что вся эта партия состояла из конструктивно одинаковых машин Centre Steer. Оба этих утверждения являются неверными. Centre Steer был только первым прототипом нового внедорожника. Именно он в единственном экземпляре был изготовлен к сентябрю 1947 года. До запуска в серийное производство было выпущено несколько партий опытных, предсерийных машин, общее количество автомобилей в которых составляло 48 экземпляров. Первая опытная партия действительно насчитывала 25 автомобилей, но все они были выпущены уже в 4 квартале 1947 года. Каждая опытная партия машин проходила заводские испытания, по их результатам в конструкцию вносились новые изменения и доработки, которые, в свою очередь, реализовывались в следующей предсерийной партии машин. Но все эти автомобили конструктивно уже значительно отличались от первого прототипа внедорожника.

Реплика прототипа Centre Steer. Снимок второй половины 90-х годов XX века
Реплика прототипа Centre Steer. Снимок второй половины 90-х годов XX века
В 2005 году появились реплики Centre Steer, которые были построены несколькими британскими поклонниками марки по сохранившимся фотографиям прототипа. Несколько этих машин принимали участие в различных выставках и слетах олдтаймеров, а также любителей Land Rover. Строго говоря, их нельзя назвать полными копиями прототипа, поскольку его чертежи также не сохранились до наших дней. Однако внешне они ничем не отличаются от Centre Steer, с которого началась легендарная история автомобильного бренда Land Rover.

Основные характеристики прототипа Centre Steer

  • Год постройки: 1947
  • Тип/мощность двигателя: 1.4 L, 4 цилиндра, бензин, 40 л.с.
  • Трансмиссия, 4 ступенчатая МКПП, 4 WD
  • Колесная база: 80 дюймов (2032 мм)
  • Количество мест: 7 (водитель и 6 пассажиров)
  • Габариты:
    Длина 132,0 дюйма (3353 мм)
    Ширина 61,0 (1549 мм)
    Высота 73,5 (1867 мм)
 

Как вступить в клуб

  • Ознакомится с Правилами Клуба и клубного форума;
  • Пройти процедуру регистрации на сайте Клуба;
  • Принять участие в одной из клубных поездок

Приняв участие в клубной поездке, вы станете полноправным членом Клуба.

Вступить в клуб



BCMath lib not installed. RSA encryption unavailable